Общественный проект Россия Антитеррор 
31 октября 2011
глоссарий

Библиотека антитеррора

ЛЕКЦИИ

Стратегия информирования населения СМИ о деятельности МЧС России

Скачать ZIP | 8,7 Кб

Бекренев В. Д. Стратегия информирования населения СМИ о деятельности МЧС России

Доклады на форуме

СМИ – средства массовой информации – это есть комплекс разнообразных средств получения, обработки и передачи значимой информации. И, неважно, будут ли это газеты и журналы или радио и телевидение, в любом случае, в исходящий эфир выходит информация полученная и обработанная. Следует отметить, что продуктом деятельности СМИ является массовое информирование, не зря у СМИ есть и второе название – «четвертая власть», т.к. поле информационного воздействия СМИ затрагивает интересы практически всех слоев населения нашей страны, и в глобальных размерах – нашей планеты.
Стратеги получения, обработки и передачи информации разнообразны и практически полностью зависят от стратегии компании-хозяина. В частности, существуют музыкальные телекомпании целевая аудитория которых – молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. И, скорее всего, данная телекомпания не будет информировать своих телезрителей о каком-либо происшествии не затрагивающих их интересов, например, пожаре Манежа. Другой пример – в одном из популярнейших московских периодических изданий (назовем его «X») существует правило, если в какой-либо газете появится объявление о происшедшем «громком» событии раньше, чем в этом издании «X», то на представителей отдела «горячих новостей» накладывается штраф. Здесь мы увидели две совершенно разные стратегии управления информацией:
- получение информации – ее скорость, ее ориентированность на целевую аудиторию (ее необходимость);
- обработка информации – достаточно сложно, быстро подготовить материал к публикации и проверить ее полную достоверность, и еще сложнее проверить «слухи» о каком-либо событии;
- подача (передача) информации – здесь очень много зависит от вида СМИ: либо это газета и раньше чем через несколько часов этой информации не увидеть, либо это радио или телевидение и материал может поступать в рамках on-line вещания.
Как мы уже упоминали выше, в процессе обработки и подготовки информации к выходу в эфир, очень сложно проверить полную достоверность этой информации, или оценить всю ее значимость и своевременность, в частности, как это было с показом в прямом эфире штурма здания на ул. Дубровка («Норд-Ост»). Не всегда есть необходимость подачи полученного материала населению, чаще бывает наоборот – когда эту информацию следует задержать или вообще проигнорировать. Сейчас, в правительственных кругах, решается вопрос о введении ценза в СМИ и проверки всей информации выходящей в эфир, но до полного согласования этой проблемы со всеми заинтересованными лицами продет еще достаточно времени, а проблема обозначена уже сейчас.
В результате террористического акта, о котором большинство людей узнают из СМИ, возникает ситуация неопределенности. При этом, наиболее общий когнитивный ответ на подобную ситуацию – придание или приписывание произошедшему событию какого-либо значения. Оно происходит в самом начале процесса осмысливания полученной информации, прежде чем человек получит всю относящуюся к делу информацию. Этот процесс сугубо индивидуальный и протекает не всегда в полной мере осознанно. Процесс, развертывающийся одновременно с предыдущим, заключается в том, что люди стремятся заполнить пробелы в необходимой информации догадками или предположениями о неизвестном. Очень часто они связанны с предположениями негативного характера, пессимистического содержания. Поиск же информации для снижения неопределенности является одной из наиболее важных стратегий поведения человека в подобных обстоятельствах. Процесс поиска информации, в свою очередь, поддерживает устойчивость к фактору неопределенности. В то же время чрезмерно большое или малое количество информации может способствовать проявлению стрессовых реакций, а точнее, как отмечал Лазарус, той опосредующей переменной развития психологического стресса – угроза некоторого будущего столкновения человека с опасной для него ситуацией.
В регуляции информационных процессов и, в частности, в защите от перегрузки информацией и возникновением в связи с этим стрессом существенную роль играет избирательность внимания, которая помогает сконцентрироваться на необходимой информации. Избирательность внимания в сочетании с его концентрацией на ситуационно-изменчивой информации определяется понятием «перцептивная бдительность». Состояние бдительности подвержено большим колебаниям и может резко ухудшиться, вызывая последующее чувство перенапряжения.
Другая проблема бдительности – реакция при получении тревожной новости и она может проявляться в отказе от активного поведения, интенсивном поиске информации для снижения неопределенности ситуации, в развитии состояния постоянной готовности «гипербдительность», с последующим ее снижением.
Таким образом, при оповещении населения о террористическом акте важно и нужно учитывать количественную и качественную стороны подаваемой информации о трагедии, дабы не привести к двум основным возможным стратегиям поведения населения: 1) ажиотажу, связанную с поиском необходимой информации и 2) пассивностью, вызванной перенапряжением когнитивных структур информационным массивом.
Тема искажения информации в процессе анализа информации уже упоминалась выше, но хочется обратить внимание, несколько, на другую проблему тесно связанную с предыдущей.
Обработка и передача информации, а тем более, аналитический обзор этой информации, населению происходит в рамках авторских программ или рубрик. При этом, не исключено, что обозреватель может допускать те же ошибки, что и большинство его слушателей (зрителей, читателей), при анализе поступившей ему информации, т.е. заполнение неизвестного собственными догадками, домыслами, предположениями, которые не всегда истинны. Таким образом, мы получаем как минимум двойное искажение реальности произошедших событий. И это не единственная проблема анализа информации средствами массовой информации.
Другая, не менее важная проблема – намеренное искажение истинной информации. Не секрет, что некоторые ведущие создают передачи или пишут статьи «под заказ». И здесь, содержание информации, практически, полностью зависит от мнения и желания заказчика. Не всегда для изменения смысла требуется изменение фактической стороны события, в большинстве случаев требуется изменение приоритетов высказываемой информации, что приводит к увеличению возможных домыслов и предположений. В наше время, мирное время, подобное дезинформирование называется PR (public relations).
Теперь, хотелось бы привести, саму схему информирования населения о деятельности МЧС России по профилактике и ликвидации последствий террористических актов. данная схема информирования о произошедшем ЧС в данном регионе, основанна на следующей парадигме реагирования на экстренную ситуацию:
-ЧС - шоковое состояние (вызванное информационным сообщением) - эмоциональное реагирование на информацию и ситуацию - физическое реагирование (перебор и применение различных стратегий поведения в сложных условиях) - уточнение информации о наличной ситуации (здесь, используется как одна их наиболее вероятных стратегий поведения) - необходимость получения и оказания помощи - переживание наличной ситуации.
1 - информационное профилактика:
- оповещение населения о различной деятельности специалистов МЧС России, представляющих различные службы и отделы;
- обзор тренировочных мероприятий различных подразделений МЧС России;
- обзор тематического материала о возможных ЧС в данном регионе (здесь же, можно включить информирование о близлежащих територий);
- описание вариантов поведения при возможных ЧС;
- информирование населения об оказании первой помощи пострадавшим при ЧС.
2 - подготовка во время ЧС:
- описание ситуации и оповещение населения о том, кто и как берет контроль над данной ЧС;
- кто занимается обеспечением работы специалистов и какие подразделения задействованы в ликвидации данного чрезвычайного происшествия;
- какие варианты развития ситуации возможны в данной ситуации;
- оповещение населения о правилах поведения в данной ситуации, и при ее ухудшении;
3 - предотвращение массовых волнений населения:
- информирование о происшедшей ЧС в данном регионе, его характере и обстоятельствах;
- описание о границах ЧС (его локализации) и о действиях специалистов по устранению последствий данного акта;
- информирование об оказываемой помощи, о правилах поведения в подобных обстоятельствах, о мерах оказания первой медицинской и психологической помощи пострадавшим;
- информирование о ходе проведения спасательных работ специалистами. оказании всех возможных видов помощи;
- описание спасательных работ, затраченных людских и технических ресурсах, а так же описание возможной помощи населения специалистам (в тех видах труда, к которым они максимально приближенны);
- развернутый анализ происшедшей ситуации, информирование населения о сделанных выводах.
4 - освещение завершения работ по ликвидации последствий террористического акта:
- описание и классификация произошедшей ЧС;
- описание развития ситуации данного акта;
- какие ресурсы были задействованы при ликвидации последствий ЧС;
- какие потери произошли в рассматриваемой ситуации;
- какие выводы были сделаны по профилактике подобных ситуаций;
- описание изменений в работе специалистов МЧС России по недопущению возникновения подобной ситуации, а при невозможности оного - по уменьшению последствий подобных ЧС;
- освещение поощрения лиц (структур) адекватного стиля поведения при террористическом акте. Информирование о награждениях.

Источник: Психоаналитический портал Oedipus.ru

Читайте также

Новости

01 телефон МЧC,     02 телефон МВД ,
(495) 914-22-22 телефон ФСБ
Все телефоны многоканальные и работают круглосуточно
Для того, чтобы узнать адреса и телефоны ближайших к Вам структур по охране порядка, укажите Ваш округ и регион.

Наши проекты

Ссылки на официальные сайты

© "Россия Антитеррор". Национальный портал противодействия терроризму.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на antiterror.ru обязательна. Редакция: [email protected]
Сайт создан Фондом эффективной политики. Финансовая поддержка осуществляется Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, 2005 rss 2.0
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru