Общественный проект Россия Антитеррор 
31 октября 2011
глоссарий

Библиотека антитеррора

МАТЕРИАЛЫ СМИ

За сомалийскими пиратами стоит Аль-Каида?

Петр Старцев

"Комсомолка" попыталась выяснить, кто на самом деле держит в заложниках судно калининградца Валентина Барташева Группа людей, вооруженных гранатометами и автоматами, забралась на борт сухогруза "Леманн Тимбер" в конце мая. Это произошло в Аденском заливе, у берегов Сомали (подробнее - в "КП" за 4 июля и на сайте kp.ru). Новый построенный в самом начале 2008 года корабль шел курсом на Европу. Но на этот раз коммерческие планы его владельцев, немецкой фирмы "KW Bereederungs", потерпели фиаско. Металл, которого ждали в Европе, почти на полтора месяца оказался в руках пиратов.  

На протяжении долгих шести недель при сорокаградусной жаре головорезы держат на мушке всю команду сухогруза вместе с нашим земляком - 43-летним капитаном Валентином Барташевым. Как он и его люди выживают почти без пищи и воды, остается только догадываться. В день пленникам дают по горстке риса и почти не дают питья, из-за чего у многих началась резь в животе и проблемы с суставами - верные признаки предпоследней стадии обезвоживания. Они не привыкли ждать Для односторонней связи с родственниками сомалийцы подсовывают обессиленным морякам телефон.

- Морским преступникам, как и другим террористам , важно, чтобы голоса заложников слышали их родственники, - объяснил нам известный морской эксперт Михаил ВОЙТЕНКО.

- Как правило, это помогает заполучить выкуп побыстрее. Деньги за Барташева и его подчиненных пираты требовали почти полтора месяца. Однако сумма в 750 тысяч долларов для компании, владеющей пятнадцатью только крупнотоннажными сухогрузами, долго оставалась неподъемной. По этой причине пираты сами оказались пленниками на захваченном ими же судне. В Аденском заливе это нонсенс. Морская преступность держит здесь всех и вся. Деньги за очередной захваченный в заложники экипаж судовладельцы, как правило, доставляют в срок, и довольные бандиты исчезают, никого не тронув.

- Сомали - самое опасное пиратское место в мире, - уверен президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр ОСИЧАНСКИЙ. -На втором месте Индонезия, на третьем - Южно-Китайское море и Южная Америка. Сомали - слабое государство (там до сих пор развиты племенные отношения), и не может обеспечить порядок на море. У них даже патрули не прочесывают опасные участки. Выкуп пересчитывали на палубе

На днях головорезы на "Леманн Тимбере" совсем дошли до ручки и пустили в ход оружие. Стреляли поверх голов заложников. Во вторник 8 июля, в пять часов утра по местному времени, на корабль, наконец, доставили деньги.

- Пираты дали моему сыну всего несколько секунд, только чтобы сообщить главное, - сказал "Комсомолке" отец захваченного в плен калининградского капитана Владимир БАРТАШЕВ. - Когда он звонил мне, преступники на палубе как раз считали выкуп. Как и где пираты сойдут с корабля, пока неизвестно. Но теперь мы точно знаем: освобождение моего сына и его товарищей - вопрос нескольких дней. Как получилось, что крупный сверхсовременный сухогруз, длиной 120 метров и водоизмещением 35 тысяч тонн, смогли остановить пираты на маленьких катерах?

Владимир Барташев (в прошлом - моряк, по последней должности - старший помощник капитана) считает, что помешать пиратам на более маневренных, пусть и мелких, плавсредствах почти невозможно. - В те времена, когда я ходил в море, такого не было, - вспоминает Владимир Петрович.

- Морские преступники чаще всего вооружались только пистолетами и мачете. Их можно было смыть со своих катеров элементарным пожарным брандспойтом. Теперь, по официальным данным Военно-морского флота России, "флибустьеры" сначала открывают огонь. Брать корабль на абордаж после этого, как правило, уже не нужно. Вменяемый капитан рисковать жизнями своих матросов не станет. Лучше сдаться и дождаться, пока тебя выкупит судовладелец. Но здесь начинается самое интересное. Бандиты или террористы ? Случай с судном калининградского капитана показал, что современные дрейки и морганы выбирают жертву для своих нападений не менее придирчиво, чем их коллеги более ранних эпох.

- Эти ребята чаще всего работают по четкой наводке, - объясняет Михаил Войтенко. - Им важно, чтобы судовладелец был западным. Европейские морские коммерсанты всегда больше беспокоятся за экипаж и, как правило, с выкупом торопятся. Поэтому в первую очередь страдают от пиратства корабли итальянских, испанских, британских и немецких компаний. Последние мощные захваты россиян у берегов Сомали (до "Леманн Тимбера") были в начале этого года. Мишенью для атаки вымогателей стал зарубежный буксир "Свицер Корсаков". Он шел из Санкт-Петербурга на Сахалин. Буксир пираты отогнали в порт Могадишо, предварительно несколько раз обстреляв его. Освободить "Свицер Корсаков" удалось ценой выкупа в 700 тысяч долларов.

Кто стоит за сомалийскими пиратами? Есть различные предположения. В некоторых американских СМИ называлась даже "Аль-Каида". Так это или нет, неизвестно. Однако родственники моряков "Леманна Тимбера" и некоторых других кораблей, захваченных около Африканского Рога, утверждают, что головорезы пытались общаться с ними по телефону по-арабски, и уже потом через посредников переходили на английский. Учитывая то, насколько удачно террористические организации псевдоисламского толка используют в своих целях "нестабильные" страны, версия с "Аль-Каидой" имеет право на жизнь.

- Пример с "Леманн Тимбером" настолько показателен, что я, как посредник, вместе с семьями моряков составляю обширный аналитический доклад о пиратстве как таковом и том, как с ним справиться, -сказал Михаил Войтенко. - Документом уже заинтересовался МИД России и Международная морская организация ООН.

 ***

Как заявил помощник главнокомандующего Военно-морским флотом России Игорь ДЫГАЛО на официальном сайте своего ведомства, справиться с пиратским беспределом его подчиненным вполне под силу.

- Участившиеся пиратские нападения на российские и иностранные суда подтверждают правильность курса военного руководства РФ и Главного штаба ВМФ, - сказал Дыгало.

- А курс этот - на возобновление присутствия российских боевых кораблей во всех регионах Мирового океана, особенно в районах интенсивного рыболовства и судоходства. А КАК У НИХ Для захвата строят субмарины Специалисты утверждают, что пираты вкладывают значительные средства в приобретение или строительство подводных аппаратов. Последние лет десять они трижды пытались строить их подпольно. Было это в районах Богота и Картахена (Колумбия) и на юге Индии. Первые две субмарины "ваяли" колумбийцы, связанные с местными террористическими организациями, а третью -со стороны группировки LTTE. Во всех случаях лодки первоначально предназначались для транспортировки наркотиков.

Статистику случаев гибели наших моряков от рук современных пиратов в России никто не ведет. Да и следы своих преступлений пираты уничтожают .

Источник: Комсомольская правда в Калининграде

Читайте также

Новости

01 телефон МЧC,     02 телефон МВД ,
(495) 914-22-22 телефон ФСБ
Все телефоны многоканальные и работают круглосуточно
Для того, чтобы узнать адреса и телефоны ближайших к Вам структур по охране порядка, укажите Ваш округ и регион.

Наши проекты

Ссылки на официальные сайты

© "Россия Антитеррор". Национальный портал противодействия терроризму.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на antiterror.ru обязательна. Редакция: info@antiterror.ru
Сайт создан Фондом эффективной политики. Финансовая поддержка осуществляется Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, 2005 rss 2.0
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru